История села Красная Горка

 

К Р А С Н А Я   Г О Р К А

 

«Красная Гора, Красногорка, Архангельское (1321). Село при речке Ошмы и Малой Оштормы, от города 3 версты. Жители русские ( 940 мужского, 1027 женского пола). Выселились из Новгородской, Вятской и других губерний более 100 лет назад, были монастырскими крестьянами Свияжского монастыря. Название село получило от красной, глинистой горы, у которой оно расположено. На южной стороне села находится ключ Городище, сливающейся с ключом Винным или Поповым гульбищем. При слиянии ключей на стрелке было древнее городище, остатки которого видны и теперь. В двух верстах от села на ключе построена часовня, в которую летом стекаются богомольцы».
Износков И.А. Список населенных мест Мамадышского уезда. Приложение к реферату ?О сохранившихся преданиях по поводу названий русских и инородческих поселений в Казанской и соседних с нею губерниях? 1882.


 

 

 

Церковь Фрола и Лавра.


Поставлена была церковь артелью русских мастеров на красивой ( красной) горке в середине 19 века в селе Красная Горка, ныне входящем в черту города Мамадыш. Ее чарующая архитектура удивительно напоминала классические очертания церкви из общеизвестной картины Саврасова «Грачи прилетели» и решена была в псевдо-русском стиле с использованием узорчатой и классических форм. Центральное положение и внушительные размеры делали ее главенствующим элементом в планировании села. За свой век церковь пережила не один пожар и многочисленные глумленья. В разные годы под ее куполами размещался и склад, и дизельная электростанция, и ремонтный цех маслосырзавода. До последнего дня крепились, держались ее стены, гордо вздымались к небу кованые кресты.
Освящена была церковь на многие лета в честь святых пастухов Фрола и Лавра, которых издревле почитали «конскими» богами. Престольный праздник прихожане отмечали 18 августа ( по старому стилю, а по новому – 31 августа). Этот день сельчане праздновали вместе с лошадьми – купали их в реке, кормили их отборным овсом, в гривы вплетали разноцветные ленты, затем приводили их к церкви, где после праздничной обедни кропили их святой водой. В эти же  обычно начинались помочи – работы, предпринимаемые всем крещеным миром в пользу вдов и сирот: «На вдовий двор хоть щепотку брось». Во время помочи косили сено, сжинали хлеб, рубили дрова, молотили снопы и т. п.  начинались также помочи и друг
другу.


 Мансур  Сафин

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ
К Р А С Н А Я   Г О Р К А

 

Извилистая река Ошма течет и течет. Она будто желает рассказать нам увиденное и пережитое в течении веков. И она, и расположенное на ее правом берегу село – древние. Немного открыв завесу истории, расскажем  о прошлом  села, жизни народа, его ремесле и делах.

После завоевания Казанского края в Мамадышский регион стали переселяться русские крестьяне из верховий Волги, центральных и северных уездов. Большое переселение приходится на конец 16 века и начало 17 века. Приехав с семьями они основали первые деревни на берегах рек Кама, Вятка и впадающих в них речек. Примерно в начале 17 века переселенцы Малмыжского, Уржумского и других уездов Новгородской, Вятской губерний на берегу реки Ошма основали село Красная Горка. Среди переселенцев   были украинцы, цыгане, удмурты. Здесь большое распространение получили фамилии Раховых, Курылевых, Гостевых, Баженовых, Пакшинцевых, Расторгуевых. Название селу дали от расположенной рядом  глиняной горы (глина по татарски - кызыл балчык
- красная глина). По другому село называли Архангельское – по названию церкви. Бегущую рядом речушку раньше называли малая Ошторма, от марийского слова «белый приток». То есть приток реки Ошма. Прежнее название речки уже забыто, сейчас ее называют Козуля.

Археологи на юго-западной стороне села, на холме между оврагами  крутыми берегами раскопали городище булгарского периода. Оно расположено в виде треугольника длиной 360, шириной 120 метров. Заостренная часть города укреплена двухрядной глубокой ямой и валом. Во время раскопок найдены обломки блестящих красных, коричнево красных, серых горшков. Археологи это место называют Красногорским городищем.
В 16 – 17 веках в Казанском крае было построено около двадцати монастырей, Мамадыш, Гремячка, Яковка, Малмыжка, Каменный и Максимов Починок, в том числе и Красная Горка, со своими землями, водами, лесами переходит во владения Городицкого монастыря  в Заинске, Красногорские крестьяне платили денежную и натуральную подать монастырю в 1764 году, когда по указу Екатерины 11 монастыри были упразднены, проживающие в Красной Горке крестьяне стали называться государственными. Здесь до 1769 года работала  деревянная церковь. Каменная церковь была построена в 1802 году. Мужская школа была открыта в 1830 году. Ежегодно  обучались  около ста мальчиков. В женской школе, начавшей работать в 1887 году, ежегодно обучались 30 девочек. Красная Горка была волостным центром. Крестьяне ее активно участвовали в пугачевском сражении. В Пугачевскую армию из села ушло 100 человек.
Из Красной Горки несколько семей уехали в Кляуши, Русские Кирмени, в Сибирь, Уфимскую губернию. Деревню Беляев Починокв  в 1825 году основали переселенцы  из Красной Горки. В Русский Пакшин первый переселился крестьянин Федор Башмаков. 
Жители Красной Горки мало занимались земледелием. В селе сильно развито было изготовление кирпича. Примерно в 1855 году этим ремеслом занимались 25 семей. На окраине деревни было много сараев для кирпича, ям для обжига его. Красногорский кирпич охотно брали для строительства домов в Мамадыше. В деревне много было мастеров каменно кирпичного дела, печников, штукатуров. Многие работали матросами на пароходах, плавающих по Каме и Вятке. В 1812 году в Красной Горке действовали кожевенные мастерские купца Тимофея Богомольцева, мещан Степана Трескина, Прокофия Неумоина, крестьянина Осипа Яковлева и других. К 1828 году их число достигло 14. В некоторых мастерских за год выделывали до 900 шкур. Широко занимались здесь валяльным делом.
Село Красная Горка расположенное на удобном месте, возле реки Ошма все росло, расширялось. Если в 1780 году здесь было около 270 домов, то в 1908 году – 381, проживало 1123 мужчины, 1114 женщин. В селе было волостное управление, земская школа и церковно - приходская школа, 7 магазинов, 2 мельницы, винный магазин, одна кузница. 


                                                         М.Фазылов.
                                                         краевед, лауреат редакционной премии
                                                         имени Дм. Крещенова.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz